Йога – понятие пришедшее к нам из индийской культуры. Это целая система духовных, психических и физических практик, направленных на сближение и слияние Индивидуума с Богом или Абсолютом.

Йога тесно связана с такими религиями как Индуизм и Буддизм, но некоторые исследователи уверены, что она древнее этих религий. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах.

индийский-йог

 

Само слово  «йога» имеет в основе  санскритский  корень  йодж или йудж, у которого очень много смысловых значений:  «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и др.  Впервые о йоге упоминается в «Ригведе» — самом древнем из сохранившихся памятников индийской литературы. Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведийской религии. Базовым  текстом школы йоги считаются  «Йога-сутры» Патанджали, именно он  считается основателем философии йоги . Йога Патанджали —  раджа-йога, или йога управления умом. Именно в этом тексте есть определение понятия  йога, как обуздание волнений, присущих уму. Здесь же описаны ступени или уровни,   так называемой восьми — ступенчатой йоги:

1.Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

2.Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

3.Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

4.Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик

5.Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

6.Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

7.Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

8.Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

учитель-йоги

 

Эти ступени делят на 4 низших относящихся к хатха-йоге и четыре высших принадлежащих к раджа-йоге. При этом большинство людей знакомо именно с хатха-йогой и имеют слабое представление о том, что это очень сложная религиозно-философская система, направленная на полное единение ума, тела и души с Абсолютом.  А излечение физического тела благодаря практике йоги лишь одно из промежуточных следствий в практике этой философии.

В известном памятнике древнеиндийской философии и религии Бхагавадгите йога разделена на три основных направления:

Карма-йога — «йога деятельности»

Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»

Джнана-йога — «йога знания»

Наиболее известная в настоящее время хатха –йога нацелена на очищение тела, приводящие к очищению ума и праны или жизненной энергии. Она использует для этой цели многочисленные гимнастические элементы и специальные позы – асаны.

Интерес к йоге на западе возник сравнительно недавно — в 19 веке. Первым кто занялся изучением философии йоги был Шопенгауэр. Затем это интерес перекинулся на многие западные страны, в том числе в Россию.

Еще до революции в стране появились поклонники йоги. Но в советское время заниматься ею стало опасно, так как она считалась враждебной идеологией и была запрещена. Тем не менее,  энтузиасты йоги существовали и занимались тайно, по книгам издававшимся Самиздатом. Наиболее известными последователями йоги в СССР были в частности Василий Васильевич Бродов, учёный-индолог  и профессор философии МГУ и Анатолий Николаевич Зубков, лингвист, специалист по хинди, популяризатор и пропагандист Хатха-Йоги, президент Всесоюзной Ассоциации Развития Человека (восточных оздоровительных систем) и почётный представитель от СССР в Международном Всемирном Союзе Йоги. Эти ученые написали сценарий и выпустили в прокат в 1970 году научно-популярный  фильм  «Индийские йоги — кто они?»,   который вызвал взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии. В 70 годы советское правительство   пригласило в страну Дхирендру Брахмачарьи для внедрения техник йоги в подготовку космонавтов.

занятия-йогой

 

С началом перестройки в стране резко возрос интерес ко всем техникам оздоровления с востока, в том числе и к индийской йоге. Открылось множество секций, центров, школ йоги, было издано немало разнообразной литературы по теме, многие энтузиасты поехали в Индию, чтобы обучиться непосредственно у мастеров. Но до сих пор большинство практикующих  занимается исключительно оздоравливающими практиками йоги, не затрагивая глубин ее философии.

По разному относятся к йоге различные мировые религии.

Буддизм и йога являются очень близкими можно сказать родственными религиозными течениями. Особенно близка йога к дзэн-буддизму, хотя определенные различия между ними конечно есть. Также прослеживается связь между  йогой и   философией  тантры.

Ислам не очень одобряет учение йоги, но при этом допускает использование физических упражнений, без чтения мантр, так как их  чтение считается богохульством. Но при этом йога оказала довольно сильное влияние на одно из ответвлений ислама- суфизм.

Христианская религия полностью отвергает учение йоги, под предлогом, что это часть индуистской религии, которая, как и все остальные религии, не  признается   истинной верой. Католичество и православие одинаково категоричны в утверждении о несовместимости йоги и христианства.

йога-индийская

 

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши  — освобождения из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства с Богом.